Внимание! Studlandia не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Наши специалисты оказывают услуги консультирования и помощи в написании студенческих работ: в сборе информации, ее обработке, структурировании и оформления работы в соответствии с ГОСТом. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Нужна индивидуальная работа?
Подберем литературу
Поможем справиться с любым заданием
Подготовим презентацию и речь
Оформим готовую работу
Узнать стоимость своей работы
Дарим 200 руб.
на первый
заказ

Дипломная работа на тему: Дидактическая игра как средство обучения и педагогическая проблема

Купить за 600 руб.
Страниц
90
Размер файла
170.46 КБ
Просмотров
19
Покупок
0
Актуальность темы. Процессы обновления системы образования, целью которых является поиск иболее эффективных форм ее функционирования, связаны с целым рядом тенденций, определяемых развитием

Введение

Актуальность темы. Процессы обновления системы образования, целью которых является поиск наиболее эффективных форм ее функционирования, связаны с целым рядом тенденций, определяемых развитием современной науки. Согласно современной концепции информатизации образования, в учебный план начальной школы введен пропедевтический курс изучения информатики (1-6 классы).

Одной из основных проблем обучения в начальной школе является резкая смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Формирование учебной деятельности очень часто не совпадает с игровыми потребностями ребенка, и очень болезненно воспринимается им. Для плавного перехода от преимущественно игровой деятельности к учебной можно использовать возможности игровых дидактических компьютерных технологий [6, с. 45].

В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками.

Для ребят младшего школьного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие школьника в целом.

Дидактическая игра является одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, осуществляемые в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности.

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Игра - это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Степень разработанности. Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм дошкольников (Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, А.И. Сорокина, Н.Р. Эйгес и др.) и младших школьников (Ф.Н. Блехер, А.С. Ибрагимова, Н.М. Конышева, М.Т. Салихова и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно дошкольного и младшего школьного возраста. Ряд специальных исследований по игровой деятельности дошкольников осуществили выдающиеся педагоги нашего времени (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С.В. Арутюняном, О.С. Газманом, В.М. Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И. Фрадкиной, Г.П. Щедровицким и др.

Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. По существу, в каждой педагогической системе дидактические игры занимали и занимают особое место.

Автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания Е.И. Тихеева заявила о новом подходе к дидактическим играм. Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей Е.И. Тихеева напрямую ставила в зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребенка, позволяют проявить свою активность, самостоятельность. Обучающие игры Е.И. Тихеевой предусматривают формирование мыслительных операций, что представляет особый интерес для нашей работы.

Неоднозначную оценку получила и другая всемирно известная система дидактических игр, автором которой является М. Монтессори. Для обучающих игр-занятий она создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания. Эти материалы были устроены так, что ребенок мог самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки.

В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П. Усовой, Е.И. Радиной, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, 3.М. Богуславской, Е.Ф. Иваницкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.Н. Аванесовой, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. Однако, исследований по разработке и применению дидактических игр на уроках информатики практически нет. Это определило выбор темы данной дипломной работы.

Целью написания данной дипломной работы является - теоретическое обоснование и апробация возможностей использования информационных технологий (ИТ) при разработке дидактических игр как одной из форм организации познавательной деятельности младших школьников при изучении информатики.

Достижение этой цели требовало решения следующих задач:

. Рассмотреть роль дидактической игры в развитии умственных способностей детей;

. Изучить состояние практики использования дидактических игр в процессе обучения информатике в начальной школе;

. Выявить педагогические и методические основы конструирования и использования дидактических игр в процессе преподавания информатики;

. Разработать дидактические игры, которые могут успешно использоваться при изучении информатики;

. Проверить в процессе опытно-экспериментальной работы педагогическую эффективность дидактических игр как одной из форм организации познавательной деятельности школьников при изучении информатики.

Объектом исследования является дидактическая игра младших школьников при изучении информатики.

Предмет исследования - возможности применения ИТ для разработки дидактических игр как одной из форм организации познавательной деятельности при изучении информатики.

Гипотезой исследования является предположение о том, что содержание отдельных тем курса "Информатика" в начальной школе определяет необходимость использования дидактических игр, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся и ведущих к более осмысленному усвоению знаний. Применение последних повысит прочность и качество усвоения знаний учащихся, если: игры отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков, используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при изучении материала, четко организуются, соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся.

Данная работа представляет собой анализ психолого-педагогического материала по проблеме организации и руководства дидактическими играми младших школьников, определение роли дидактических игр для умственного развития детей, выявление особенностей использования ИТ для разработки и применения дидактических игр на уроках информатики в начальной школе.

Методологическую основу исследования составили современные философские, психологические концепции развития личности, деятельностный подход к обучению учащихся, теория игровой деятельности, концепция проблемного обучения, методологические достижения дидактики и методики обучения информатики, в том числе о формах, методах и средствах обучения.

Теоретической базой исследования явились философские и психологические положения теории игровой деятельности (И.Е. Берлянд, А.А. Вербицкий, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И. Хейзинг, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин), психологические теории деятельности (Л.С. Выготский, В.В.Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), дидактические и методические принципы обучения информатике (И.Я. Лернер).

Эмпирическими источниками послужили результаты собственного исследования, проведенного с учениками 3 классов в ходе учебной и педагогической практики пятого курса на базе средней школы № 3.

Апробация результатов исследования проходила в 3-х классах школы № 3 г. Нефтеюганска.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение педагогического процесса, анализ личного опыта преподавания, проведение диагностических письменных работ, анализ устных ответов учащихся на уроках, анкетирование преподавателей и учащихся, опытное преподавание.

Научная и практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные в работе игровые формы могут быть применены в различных типах образовательных учреждений для формирования умственных способностей детей в процессе обучения информатике.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Оглавление

- Введение

- ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА .1 Роль дидактической игры в развитии умственных способностей младших школьников

- Разновидности дидактических игр

- Значение и особенности применения дидактических игр на уроках информатики ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ИНФОРМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

- Методологические основы применения информационных технологий в процессе преподавания информатики в начальной школе

- Дидактические требования к разработке дидактических игр по информатике на основе применения информационных технологий

- Экспериментальное исследование эффективности применения дидактических игр в процессе обучения информатике ЗАКЛЮЧЕНИЕ

- Список литературы

- Приложения

Заключение

Реформа целей и содержания среднего образования, которая происходит в связи с усиливающейся тенденцией его гуманитаризации, гуманизации и модернизации "тормозятся" в частности низким уровнем информационной грамотности основной массы школьников. Низкий уровень информационной грамотности и в целом снижение интеллектуального потенциала населения России вызывают серьёзную озабоченность представителей общественности и педагогической науки. Это определяет необходимость изучения курса информатики уже в начальной школе.

Интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания. Особенно они необходимы в учебной деятельности, так как учебная деятельность занимает практически все годы становления личности. Формирование интересов у школьников начинается с самого начала обучения в школе, начиная от простого интереса к самому процессу обучения до развития профессиональных интересов старшеклассников.

Список литературы

1. Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе // Начальная школа. - 2002. - № 5. - С. 14-18.

2. Программа нетрадиционного курса информатики без компьютеров для трехлетней и четырехлетней начальной школы "Информатика в играх и задачах" // Начальная школа. - 1996. - № 10. - С. 52-55.

. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе // Начальная школа. - 2002. - № 5. - С. 19-21.

4. Аксенова Н.С. Учебно-методическое пособие по информатике для начальной школы: пособие // http://www.altai.fio.ru/projects/group1/potok32/site/ index.htm.

5. Алексеева А.В. Преподавание в начальных классах: психолого-педа-гогическая практика : учебно-методическое пособие / А.В. Алексеева, Е.Л. Бокуть, Т. Н. Сиделева. - М. : ЦГЛ, 2003. - 208 с.

. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства / В.Н. <http://www.yandex.ru/redir?url=http%3А//www.colibri.ru/binfo.asp%3Fch%3D1%26cod%3D161413%26prt%3D679&uid=33871711266009915&categid=366&price=111&hyper_cat_id=90926&ext=0&рр=7&ср=5&shop_id=89&dtype=market> Белкина. - М. : Академический проект, - 2005. - 236 с.

. Босова Л.Л. Комбинированные уроки информатики / Л.Л Босова // Информатика и образование. - 2000. - № 3. - С. 36-41.

. Босова Л.Л. Развивающие задачи по информатике для младших школьников / Л.Л Босова. - М. : Информатика, 2000. - 214 с.

. Босова Л.Л. О методике проведения уроков информатики с младшими школьниками : статья // http: //www.ito.su/2001/ito/I/2/I-2-11.html.

. Варченко В.И. Применение компьютерных технологий на основе ПМК "Радуга в компьютере" в дошкольном образовании / В.И. Варченко, Л.С. Сироткина // Применение новых технологий в образовании. - Троицк, 2004. - С. 78-80.

. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников : популярное пособие для родителей и педагогов / Н.Н. Васильева, Н.В. Новотворцева. - Ярославль : Академия развития, 1998. - 208 с.

. Венгер Л.А. О структуре восприятия и его особенностях у детей младшего школьного возраста / Л.А Венгер // Вопросы психологии. - 1959. - № 2. - С. 18-22.

. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей: 2 класс / Н.К. Вино-курова. - М. : Росмэн-Пресс, 2002. - 79 с.

. Волкова Н.П. Педагогика / Н.П. Волкова. - Киев : Академия, 2001. - 384 с.

15. Галкина В.В. Из опыта работы с младшими классами начальной компьютерной школы / В.В. Галкина // Применение новых технологий в образовании. - Троицк, 2004. - С. 65-69.

16. Гуровец Г.В. Дидактические игры / Г.В. Гуровец // Преподавание истории в школе. - 2000 . - № 1. - С. 46-47.

17. Давыдова Е.В. Преподавание информатики в школе с углубленным изучением предмета / Е.В. Давыдова, Л.В. Дашкова // http: //www.psyedu/view. php?id=157 <http://www.psyedu/%20view.php?id=157>.

. Дергачева Л.М. Методические аспекты использования учителем дидактических игр на уроках информатики / Л.М. Дергачева // Применение новых технологий в образовании. - Троицк, 2004. - С. 38-42.

. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: пособ для воспитателей дет. садов / под ред. С.Л. Новоселовой. - М. : Просвещение, 1991. - 176 с.

20. Дрожжина Е.В. Дидактические игры при изучении нового материала / Е.В. Дрожжина // Преподавание истории в школе 2000 . - № 3. - С. 46-50.

21. Дрожжина Е.В. Дидактические возможности использования средств информационных технологий / Е.В. Дрожжина // Применение новых технологий в образовании : сб. статей. - Троицк, 2005. - С. 36-40.

22. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб. : Питер,1999. - 312 с.

23. Дубровина И.В. Психология: учебник для студентов средних педаго-

гических учебных заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан ;

под ред. И.В. Дубровиной. - М. : Академия, 1999. - 464 с.

24. Забрамная С.Д. Развивающие занятия с детьми: материалы для самостоятельной работы студентов по курсу "Психолого-педагогическая диагностика и консультирование" / С.Д. Забрамная, Ю.А. Костенкова. - М. : В. Секачёв, 2001. - 80 с.

25. Зайцева С.А. Информатика в начальных классах / С.А. Зайцева // Начальная школа. - 1996. - № 3. - С. 10-11.

. Зубрилин А.А. Место занимательных задач в обучении информатике / А.А. Зубрилин // Применение новых технологий в образовании. - Троицк, 2005. - С. 29-32.

. Ионова Л.А. Использование компьютерных игр / Л.А. Ионова // Начальная школа. - 1999. - № 3. - С. 47-48.

. Информационные технологии в обучении / http://malutina.school3.org/ index. php?title=metod_source&include=5.

29. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения : популярное пособие для родителей и педагогов / Е.В. Карпова. - Ярославль : Академия развития, 1997. - 240 с.

. Катаева А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: кн. для учителя / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. - М. : БУК-МАСТЕР, 1999.- 191 с.

31. Кащей В.В. О реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в части преподавания информатики и ИКТ / В.В. Кащей // Применение новых технологий в образовании. - Троицк, 2005. - С. 48-52.

. Козлов А.И. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс через внеклассную и факультативную работу / А.И. Козлов // Применение новых технологий в образовании. - Троицк, 2005. - С. 67-73.

. Козырев А.К. Экспериментальная программа курса информатики на факультете начального образования / А.К. Козырев // Начальная школа. - 2002. - № 9. - С. 82-85.

. Кольцова Е.М. Информационные и коммуникационные технологии в начальной школе / Е.М. Кольцова //festival/1september.2005.ru.

35. Королева Т.Н. Методика преподавания информатики в начальной школе / Т.Н. Королева. - Барнаул. -2000. - 29 с.

36. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребёнка от рождения до 17 лет : учебное пособие / Кулагина И.Ю. - М. : УРАО, 1997. - 176 с.

37. Куракин А.Т. Моделирование в исследовании системных объектов в области теории воспитания / А.Т. Куракин // Структурно-системные исследования педагогических явлений и процессов. - М. : АПН СССР, 1970. - С. 101-114.

. Лавриненко Т.А. Как научить детей решать задачи: методические рекомендации для учителей начальных классов / Т.А. Лавриненко. - Саратов : Лицей, 2000. - 64 с.

. Маликов С.В. Современные информационные технологии в учебном процессе / С.В. Маликов, Н.В. Маликова // Применение новых технологий в образовании. - Троицк, 2005. - С. 55-62.

. Маркин М.В. Использование компьютера при обучении в 1 классе / М.В. Маркин, И.В. Ряхинова // Начальная школа. - 1999. - № 3. - С. 48-49.

. Марцинковская Г.Д. Диагностика психического развития детей: пособие по практической психологии / Г.Д. Марцинковская. - М. : Линка-Пресс, 1999. - 176 с.

. Мойсенюк Г.О. Педагогика / Г.О. Мойсенюк. - Киев, 2001. - 365 с.

. Овчинникова В.С. Методика обучения решению задач в начальной школе: учебное пособие по курсу "Методика обучения математике" для студентов педагогических факультетов высших учебных заведений и колледжей / В.С. Овчинникова. - М. : Мегатрон, 1998. - 67 с.

44. Перов М.В. Дидактические игры и упражнения по математике / М.В. Перов. - М. : Просвещение. 1996. - 230 с.

. Петровский А.В. Психология: учебник для студентов высших педаго-

гических учебных заведений / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М. : Академия, 2001. - 512 с.

46. Сизоненко Н.В. Информатика и учебный процесс в начальной школе / Н.В. Сизоненко // Применение новых технологий в образовании. - Троицк, 2005. - С. 33-38.

. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей: популярное пособие для родителей и педагогов / А.Э. Симановский. - Ярославль : Академия развития, 1997. - 243 с.

48. Синявина О.В. Методические принципы совершенствования подготовки учителей начальных классов к преподаванию информатики / О.В. Синявина // Применение новых технологий в образовании. - Троицк, 2005. - С. 66-72.

. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников : популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль : Академия развития, 2001. - 144 с.

. Хавкина Л.Я. Обучение основам программирования в среде логоримы методом разработки компьютерных игр / Л.Я. Хавкина // Применение новых технологий в образовании. - Троицк, 2005. - С. 81-85.

51. Широкова Г.А. <http://www.ozon.ru/context/detail/id/1704346/?partner=gh>Практикум для детского психолога / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. - М. : Феникс <http://www.ozon.ru/context/detail/id/856135/>, 2004. - 320 с.

. "Школа 2000 …" Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы / под ред. А.А. Леонтьева. - М. : Баласс, 1997. - 208 с.

Приложение А

Тематическое планирование учебного материала по программе "Информатика в играх и задачах" автора А. Семеновой

класс

Теоретическая информатика (34 ч.)

. Правила игры. Правила работы с тетрадью и учебником, правила решения задач и пр. - 1 ч.

Объекты курса: фигурки (геометрические объекты), бусины, буквы и цифры, области картинки. Свойства объектов - цвет, форма. Одинаковость объектов. - 2 ч.

Цепочки (последовательности) - работа с цепочками бусин, цепочками букв и цепочками цифр, порядок объектов в последовательности. Одинаковые цепочки. - 3 ч.

Построение объекта по заданным свойствам. Достраивание разных объектов до одинаковости. Выделение объекта по свойствам или образцу. Выделение пары объектов по заданным свойствам. Выделение группы объектов, каждый из которых, обладает заданным свойством - понятия все, каждый. - 4 ч.

Утверждения, истинность, ложность, неопределенность утверждений в донной ситуации. Построение объекта, для которого заданные утверждение имеют заданные значения - истина или ложь. Выделение подмножество объектов, удовлетворяющих одновременно двум свойствам. Начала классификации. Подсчет областей картинки (начала топологии). - 4 ч.

. Алфавитная цепочка, алфавитный порядок. Имена и значения. Частичный порядок. - 4 ч.

Мешок объектов (мультимножество). Одинаковость мешков. Мешок бусин цепочки. Таблица мешка. - 4 ч.

Индуктивные построения цепочек - восстановление/построение цепочки по индуктивному описанию. - 4 ч.

Буквы и знаки в русском тексте - прописные и строчные буквы, знаки препинания. Алфавитный порядок слов. Поиск заданного слова в словаре. - 3 ч.

. Исполнитель, система команд исполнителя, линейные программы. - 5 ч.

Информационные технологии (30 ч.)

Обращение с компьютером. Техника безопасности, гигиена. - 1 ч.

Навыки именования файлов, поиска, открытия. Организация рабочего пространства (компьютерный стол и обычная парта). Запуск приложений. Простейшие операции с информационными объектами. - 6 ч.

Опыт создания информационных объектов (рисунок, текст, звук, простейшая гиперструктура). Опыт фиксации (записи) информационных объектов, конструирования информационных (виртуальных и материальных) объектов. - 8 ч.

Простейшие операции с информационными объектами. Опыт создания информационных объектов (рисунок, текст, звук). Опыт фиксации (записи) информационных объектов, конструирования информационных (виртуальных и материальных) объектов. - 10 ч.

. Слепой клавиатурный ввод (от 10 до 15 часов в случае интеграции с уроками русского языка).

Информационная культура (4 ч.)

(материал изучается в рамках интеграции с другими предметами)

Информационные технологии в окружающем мире (телефон, справочники).

Словари.

Формирования начальных навыков использования в своих написанных и произнесенных текстах мыслей других людей. Ссылки при цитировании.

Межпредметные связи в проектах

Список проектов и время на его реализацию может варьироваться в зависимости от технических возможностей школы. Рекомендуемое время на работу

над каждым проектом 2-4 часа.

Проект "Мое имя".

Проект "Моя семья".

Проект "Мои друзья. Записная книжка".

Проект "Я сам".

Проект "Наша сказка".

Проект "Наш класс", "Наш микрорайон".

Тематическое планирование учебного материала по программе "Информатика в играх и задачах" автора А.В. Горячева

класс (программа 1-3)

или 1-2 классы (программа 1-4)

(36 ч).

АЛГОРИТМЫ

Подготовка к введению понятия "алгоритм". Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление последовательности действий. Поиск ошибок в последовательности действий.

ОБЪЕКТЫ И СИСТЕМЫ

Выделение признаков предметов. Узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разделение предметов на группы в соответствии с указанными признаками.

ЛОГИКА И ГРАФЫ

Логические задачи. Логические игры. Высказывания. Отрицание простых высказываний. Отображение множеств. Кодирование. Начальное представление о логических операциях. Начальное представление о графах. Простые игры с выигрышной стратегией.

В результате обучения по материалам комплекта № 1 (6-7 лет, 1 класс, программа 1-3; 1 и 2 классы, программа 1-4) учащиеся будут уметь:

- решать простые логические задачи и задачи на поиск закономерностей;

- играть в некоторые логические игры;

формулировать отрицания для простых высказываний;

строить отображения множеств и решать простые задачи на кодирование (т. е. на запись цифр или букв другими знаками);

- исполнять последовательность действий для знакомого задания;

находить ошибки в последовательности действий;

- составлять план действий для достижения какой-либо цели;

объединять предметы в группы по признакам; а также иметь начальное представление о логических операциях, множествах, графах.

2 класс (программа 1-3) или 3 класс (программа 1-4) (36 ч.)

АЛГОРИТМЫ (9 ч.)

Понятие алгоритма. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Формы записи алгоритмов. Последовательные шаги в алгоритме. Ветвление. Повторение в алгоритмах - циклы. Условие окончания цикла.

ОБЪЕКТЫ И СИСТЕМЫ (8 ч.)

Общие названия и отдельные предметы. Разные предметы с общим названием. Разные общие названия одного отдельного предмета. Состав и действия предметов с одним общим названием. Отличительные признаки (атрибуты). Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных отдельных предметов. Имена объектов.

ЛОГИКА И ГРАФЫ (11 ч.)

Высказывания. Отрицание высказываний. Логические операции. Кванторы общности. Графы. Описание графов. Пути в графах. Деревья. Множества. Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией.

ПОСТРОЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ЛОГИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ (8 ч.)

Решение задач по аналогии. Решение задач по закономерности. Аналогичные закономерности.

В результате обучения по материалам комплекта № 2 (8 лет, 2 класс, программа 1-3; 3 класс, программа 1-4) учащиеся будут уметь:

исполнять алгоритмы для знакомого задания;

находить ошибки в алгоритмах;

составлять план действий для достижения какой-либо цели;

объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами;

определять принадлежность отдельного предмета разным группам с общими названиями;

выделять несколькими способами один предмет из группы однородных;

нумеровать вершины графа, описывать простейшие графы, строить и описывать пути в графах;

применять логические операции к высказываниям;

решать логические задачи, задачи на поиск закономерностей;

находить решение по аналогии;

находить путь к выигрышу в простейших логических играх с выигрышной стратегией.

класс (программа 1-3) или 4 класс (программа 1-4) (36 ч.)

АЛГОРИТМЫ (9 ч.)

Алгоритмы. Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы. Основные виды циклов (повторение указанное число раз, до выполнения заданного условия, для перечисленных параметров).

ОБЪЕКТЫ И СИСТЕМЫ (8 ч.)

Составные объекты. Отношение "состоит из". Дерево состава. Адреса объектов. Адреса компонент составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонент. Относительные адреса в составных объектах.

ЛОГИКА И ГРАФЫ (11 ч.)

Логические операции. Операции над множествами. Связь операций над множествами, состоящими из элементов с одним общим названием, и логических операций над высказываниями об этих общих названиях. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода "если - то". Цепочки правил вывода. Простейшие экспертные системы. Проверка истинности высказываний по заданной экспертной системе (системе цепочек правил вывода).

ПОСТРОЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ЛОГИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ (8 ч.)

Приемы фантазирования (прием "наоборот", "необычные значения признаков", "необычный состав объекта"). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приемов фантазирования к материалам разделов 1-3 (к алгоритмам, объектам и др.).

В результате обучения по материалам комплекта № 3 (9 лет, 3 класс, программа 1-3; 4 класс, программа 1-4) учащиеся будут уметь:

составлять вложенные алгоритмы;

исполнять и составлять алгоритмы с параметрами;

- составлять алгоритмы известных сказок, выделять в них циклы и параметры циклов;

уметь описывать состав сложных объектов;

описывать адреса составных компонент в сложных объектах;

решать задачи на определение соотношения множеств (пересечение, включение, независимость);

- находить в графах пути, удовлетворяющие определенным условиям;

строить цепочки логического вывода;

знать некоторые приемы фантазирования (предметы и действия наоборот, совмещение признаков, изменение значений признаков и др.);

применять изучаемые приемы фантазирования к алгоритмам и объектам (к составу, признакам, функциям).

Приложение В

Примеры компьютерных дидактических игр

Сделай узор

Ребёнок должен выложить орнамент из одноцветных геометрических фигур. Эта игра развивает восприятие формы, помогает анализировать расположение предметов в пространстве. Сделайте аппликацию-образец, на который ребёнок сможет ориентироваться. Пусть это будет салфетка, вы подарите её малышу. А салфетку с таким же узором захочет получить в подарок любимая кукла. Чтобы ребёнок смог её сделать, предложите ему бумагу и такие же фигуры, как в образце. Фигуры должны быть простыми. Подходят круги, квадраты, треугольники, овалы и прямоугольники одинакового размера, ВАЖНО чтобы в одном орнаменте присутствовало немного разных фигур. Например, в середине листа - круг, а по углам треугольники. Чтобы облегчить ребёнку выполнение задания, заранее нарисуйте в нужных местах на листе бумаги контуры фигур, которые ему нужно будет туда положить. Обязательно рассмотрите с ребёнком образец, дайте ему обвести пальцем края каждой фигуры; пусть он, если сможет, назовёт формы и опишет словами расположение фигур (а не сможет - помогите ему в этом). Только теперь можно переходить к составлению орнамента. Фигуры могут быть маленькие, средние или большие. В набор фигур для вкладывания можно включить только те фигуры, которые нужны для орнамента; задачу можно усложнить, если добавить к необходимым фигурам несколько других (например квадрат и прямоугольник). В дальнейшем можно придумывать более сложные орнаменты, включающие по три разные геометрические формы. Когда фигуры орнамента разложены по местам - их нужно приклеить (если у ребёнка не получается, помогите ему). Теперь, когда салфетка готова, её можно торжественно подарить кукле. Пусть она поблагодарит малыша - это доставит ему радость.

Сбор урожая

Урожай яблок (большие, средние и маленькие пуговицы или другие округлые предметы разных размеров) надо разложить по корзинам (коробкам трёх размеров) так, чтобы мелкие яблоки оказались в маленькой корзинке, средние - в средней, а крупные - в большой. Материал для игры постарайтесь подобрать так, чтобы все крупные яблоки не помещались в маленькой корзине.

Игра Аукцион

Тема урока "Массивы"

Дидактические цели: закрепить навыки работы с массивами - ввод и вывод элементов одномерного массива, обработка элементов массива, найти новые способы применения предметов - их использование в новых, необычных условиях.

Класс делится на 4-5 команд. С помощью проектора на экран, или доску, проецируется лот № 1 - пять задач. Первая команда выбирает задачу и назначает ей цену от 1 до 5 баллов. Если назначенная цена выше предложенной другими командами, то она получает задание и решает его. Остальные задачи выбирают другие команды. В случае, если задание выполнено верно, команде начисляются баллы (цена задания), в противном случае эти баллы (или их часть) снимаются. Следует обратить внимание на достоинства этой игры, коим является сравнение учащимися всех пяти задач и мысленного "прокручивания" хода решения.

В зависимости от временных рамок возможно варьирование количества лотов и уровня заданий.

Как купить готовую работу?
Авторизоваться
или зарегистрироваться
в сервисе
Оплатить работу
удобным
способом
После оплаты
вы получите ссылку
на скачивание
Страниц
90
Размер файла
170.46 КБ
Просмотров
156
Покупок
0
Дидактическая игра как средство обучения и педагогическая проблема
Купить за 600 руб.
Похожие работы
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
Прочие работы по предмету
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
103 972 студента обратились
к нам за прошлый год
1953 оценок
среднее 4.2 из 5
Александр Спасибо большое за работу.
uzinskayaantonina Прекрасный эксперт, все очень хорошо сделала, умничка каких мало, были проблемы с самим сайтом (некорректно работал...
Михаил Спасибо большое за доклад! Все выполнено в срок. Доклад был принят и одобрен.
Михаил Очень долго искала эксперта, который сможет выполнить работу. Наконец-то нашла. Работа выполнена в срок, все,как...
Юлия работа выполнена отлично, раньше срока, недочётов не обнаружено!
Юлия Работа выполнена качественно и в указанный срок
Ярослава Эксперта рекомендую !!!! Все четко и оперативно. Спасибо большое за помощь!Буду обращаться еще.
Ярослава Благодарю за отличную курсовую работу! Хороший эксперт, рекомендую!
Марина Хорошая и быстрая работа, доработки выполнялись в кратчайшие сроки! Огромной спасибо Марине за помощь!!! Очень...
Мария Благодарю за работу, замечаний нет!

Рассчитай стоимость работы через Telegram